Клякса (kliaksa_k) wrote,
Клякса
kliaksa_k

Categories:

Мой 2017. Часть первая

Это мой традиционный отчет про прошлый год. Вот уже несколько лет я пишу такие отчеты, чтобы хоть немного пригвоздить время. Для себя больше, чем для кого-либо, но буду рада, если вам будет занимательно прочесть это или посмотреть картинки.

Мой 2017 был хорошим, но удивительно противоречивым. В нем было очень много легкости в сердце, хотя значительную его часть я изнемогала от тяжести на плечах. Я очень много работала, но впервые за многие годы дошла до грани безденежья. С деньгами становилось все хуже и хуже, но я путешествовала едва ли не больше, чем когда-либо. И я многое начала с чистого листа – хотя прямо сейчас кажется, что еще не все моторы завелись.

Самое главное пунктиром:
Полгода мастерения Деуса (всего – полтора). Ян. Весь год работаю из дома. Нюха растет, бабушка стареет, у меня лучшая на свете семья. Очень много поездок за границу (и Азовское море). Иностранные друзья, русские друзья, сомастера. Попрощались с Касперским. Эксперименты с чистым листом. Игра с Арсением для Гаража. Театр Живого Действия. Дмитрий Иванович и свои маленькие игры.


Конец прошлого года. Начало этого.

Самое главное приключение, ноша, достижение, испытание (и много что еще) этого года – наша игра

Deus Ex Machina.
Я вложила в нее столько себя, сколько, кажется, не вкладывала ни во что и никогда. Идей, упорства, сил, организационных усилий и творческих усилий. Никогда в жизни я не была с таким накалом включена в какой-то процесс так долго. С одной стороны это очень длинная и очень личная история (огонь и ответственность, ошибки и ярость, братья по оружию и распавшиеся дружбы). С другой – огромное произведение, клубок историй и тем, затронувший сотни людей (важное, красивое, катарсическое, несложившееся, прошедшее вскользь, цепляющее).
Я до сих пор не могу выразить отношение к получившемуся одним предложением.
Попытка собрать воедино и хоть как-то разложить по полочкам хотя бы то, из чего я это все делала, вылилась в длинный текст: https://kliaksa-k.livejournal.com/594995.html


Тот-кого-нельзя-называть.

Что еще сказать про Деус?
Впервые после игры мне не хотелось закрыться и закрыть тему. Мне было интересно слушать, о чем говорят после, и до сих пор хочется продолжать делать игры на многие темы, которые недоиграли на этой игре.
Мы столкнулись на параде со стихией, которая доставалась не многим мастерам. Жуткий шторм и ливень, который испортил парад, разрушил половину строяка, залил огромное количество техники и отложил игру на полсуток. Я никогда не забуду этот момент – тьма египетская, потоки воды грохочут с неба, смывая все, на что я и десятки моих друзей положили честные полтора года жизни, а я стою перед экраном. Экран держат несколько крепких парней, на нем лицо Нуси, сквозь грохот ливня едва слышен голос, сотни игроков спрятались где-то под деревьями, там, откуда ничего не видно и не слышно. А я стою там, перед экраном, вода течет по телу подо всей одеждой, я сжимаю в руке листки с какими-то важными сюжетными записями, сжимаю челюсти и думаю: “Хрен там, я не сдвинусь отсюда, это мое!”


Разбор бумаг после Деуса. Половина исписаны в Германии, безумная схема технологий сознания и листы, которые превращались в кашицу на параде.

Ближе к концу игры на мастерятнике Наташа Малченко говорит мне о том, как она рада, что посмотрела на нас изнутри, и как видно, какие мы дружественные и бережные друг к другу. Я все знаю про все, но чувствую, что она ухватила суть, и понимаю, что удалось кое-что очень важное.


Мастерка Деуса.

Я сумела быть в тонусе почти целые полтора года, но сломалась на игре. Большую часть игры мне было очень плохо, и я была очень плоха. Мне очень стыдно. Простите меня.
Люди. Мои люди. Здесь мне, с одной стороны, хотелось бы описать конкретные ситуации и упомянуть конкретных людей, а с другой – невыносимо думать о том, что в этом формате не осилю написать про всех и кто-то себя не увидит.


Сразу после игры с Крайком в зеркальной комнате мертвятника от восхитительной Наташи Гергель.

Пост сразу после Деуса: https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_656%2Fall
Фотографии моего лета и правда о том, как за кадром каждой из них я мастерила Деус: https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_674%2Fall

И отдельно упомяну проект “иностранцы на Деусе”. Еще во времена “1905”, наблюдая за ситуацией с призыванием иностранцев на игру, я сформулировала для себя теорию: иностранцев можно органично вписать в игру, если это реально надо тем, кто собственно делает суть и сюжет игры, а не каким-то отдельным “мастерам по иностранцам”. Так вышло, что на этот раз это было реально нужно мне, и я вписалась.
Конечно, выполнять слишком много ролей одновременно не идет на пользу ни одной из этих ролей. И все-таки, вышло. Если бы мы начали нашу пропаганду чуть раньше, возможно, удалось бы заинтересовать еще больше, но, считаю, 7 приехавших и 6 игравших человек из Западной Европы на наших российских просторах – очень неплохой результат. Тем более, что всем (кроме уехавшей по так и не выясненным причинам еще до начала игры девушки) в разной степени понравилось (от “неплохо, хорошо съездил” до “лучшая игра за все эти годы”). И заодно необходимость выгуливать пару оставшихся после игры в Москве иностранцев славно спасла меня от постигровой хандры. Хороший метод!


Патрик пробует байкал. Тим пробует саяны. Кажется, Патрику повезло больше.


Осматриваем Москву с нового ракурса.


Ладно, про Деус можно говорить бесконечно. Перейдем к остальному.

Вот, например, иностранные друзья. Не будет преувеличением сказать, что в этом году у меня появились (или утвердились) по-настоящему близкие люди за границей.

С Яном мы встретились еще на прошлом Миттельпункте, но я этого вообще не помню. У меня в телефоне осталась одна случайная фотография с ним, у него в голове – смутное воспоминание об одном разговоре. Потом, уже на Кнутпункте мы с Нимом (еще одно прекрасное знакомство этого года!) славно тусили с немцами Дирком (Флоран, спасибо за повод для знакомства и бесконечных шуток), Кристиной и Яном. Потом была спонтанная Италия, а потом – много другого хорошего. Очень много тепла.


(Фотография Даши Вдовенко)

Кристина была нашим талисманом на прошлом Миттельпункте, и дружба с ней прошла красной нитью и через этот год. Музеи Осло, безумная задумка, игра среди дикой красоты итальянских гор, разговоры по душам и Миттельпункт этого года.


Кристина на фоне злодейской дамбы. New Atlantis.

Еще один немецкий друг – Деннис. Бесконечные ночи разговоров весной, “я никогда не” на выпивание по фейсбуку, бесконечно щедрый подарок, жевательный мармелад из икеи, первый иностранец, собравшийся на Деус, поиск круглосуточного магазина в Москве и просто верный друг и гостеприимное окно в другой мир.


Деннис готовится к Деусу


С почты пришло уведомление, что меня ждет посылка из Китая. Получив посылку, я обнаружила, что а) она из Германии, б) металлическая коробка прибыла вот в таком виде, в) она набита уже почесртвевшими, но все равно вкусными печеньями собственного изготовления и шоколадными зайцами и яйцами. Поздравление с пасхой от Денниса.

И бесконечные же ночи разговоров с итальянцем Алессандро. Он был главмастером игры, на которую я с большим удовольствием съездила весной, а потом попросил меня написать отзыв на их игру. Я сомневалась, но в итоге заинтересовалась, пообещала, много обсуждала с ним… И так никогда и не сделала этого. А он, почему-то, вместо того, чтобы возненавидеть меня, стал одним из близких друзей. Когда я собралась на Миттельпункт осенью и отчаянно звала поехать со мной еще хоть кого-нибудь из не-немцев, на мой призыв откликнулись только Маша Кожевникова (привет!) и Алессандро. И вживую разговаривать оказалось все так же здорово. Славно!

Первый взгляд на Тулузу с мотоцикла Тима. Взгляд на Москву с колокольни Ивана Великого с Тимом и Патриком. Охренение от красоты Лугано с Патриком (и милой Дашей Вдовенко). Самая-длинная-ночь Кнутпункта и облегчение от двухчасового скайпа с Линдси. Дирк отплясывает на ночной дискотеке у себя дома, когда никто больше уже не стоит на ногах, – и  его прекрасная семья. Лежать в лесу, глядя на звезды, плечом к плечу с Массимо и слушать, как 60 человек вокруг пытаются лежать тихо. Упоение разговора с Деде. Всегда готовый помочь Мо. Горящие глаза и посаженный на две недели голос от упоительных с разговоров с немцами, Майклом, Алессандро… да, я пошла на второй круг. В общем, и многие, многие другие…


С итальянцем Деде и милейшей француженкой, которая не очень хорошо говорила по-английски, но самоотверженно играла.


Лучезарная Линдси из Нью-Йорка.


Дирк в классической позе - шлет сердечки Федосееву.

Здесь же снова хочется перечислить и русских друзей, которые были так важны в этом году, но я опять боюсь кого-нибудь забыть. Просто – будьте со мной. Давайте и дальше вместе мастерить, задумывать дикие проекты, смотреть кино, любить Доктора, гулять, готовить, ходить в музеи, путешествовать, плакать, шутить, вот это все.

Работа и сделанное

Самое главное изменение этого года – мы расстались с Касперским. Вообще-то меня уволили (по сокращению), но это все кажется таким правильным, что я даже не огорчена. Хотя, конечно, непривычно жить без регулярной зарплаты, классного ДМС и вообще хорошей стабильной компании за плечом. Я за многое благодарна компании, продолжаю любить коллег и лелеять в сердце память о многих прекрасных безумствах, и с чистой совестью могу рекомендовать корпорацию как работодателя.


Я буду скучать по этому месту.

После такого значимого шага образ чистого листа ударил мне в голову, и я провела осень в беспорядочных связях с самыми разными подработками. Некоторые из них были крутыми (писать интересные тексты для детей или, например, огромный текст для ведущего презентации внедорожников Тойоты), другие каким-то диким безумием (4 бакса я заработала, написав три текста по-английски какому-то нигерийцу ;) и это еще из приятной дичи, и была и похуже). Работодатель-мечта, к которому я была бы рада пасть в объятия серьезных отношений, все это время манил меня якобы близкой перспективой (“да-да, дорогая, вот только с текущим партнером разберусь”), но так и не позвал оформить отношения. И в целом время я провела весело, но, как водится к концу таких беспорядочных периодов, вымоталась и немножко потеряла самоуважения. В ситкомах обычно это означает, что герой, наконец, готов отказаться от всякой чуши в пользу Настоящего. Посмотрим, как выйдет в жизни.


Наверное, самая моя любимая фотография меня этого года. Спасибо милой Даше В. и расслабленному счастью города Лугано!

Самая стабильная связь у меня к концу года образовалась с Театром Живого Действия.
Это неоднозначная для меня история, если уж мы говорим о ней в разделе “работа”. Пункт раз: это прямое развитие того, что я сама когда-то и придумала и что очень хочу, чтобы разрослось и окрепло. Воодушевляющий разговор с Арсением в Нью-Йорке уже почти четыре года назад вылился в Комнату 18, Комната 18 уступила место Театру Живого Действия. Ставить игры для неролевой аудитории, институализируя этот жанр. Это бесконечно дорогая моему сердцу идея, ради претворения которой в жизнь я готова на многое. Многое и делаю. Пункт два: но лично я сейчас в этом проекте занимаюсь почти исключительно продвижением, а не творчеством. Я знаю, зачем и почему я это делаю, но все равно тяжеловато. Особенно, пункт три, учитывая, что оно занимает очень много времени и прочего рабочего ресурса, а денег лично мне приносит совсем не много (и никто, кроме меня, не в силах это изменить, но в силах ли я?).
Такой вот неоднозначный клубок. Ну, мы еще поборемся, чо :)

Тем более что начало нашего сотрудничества было-таки тем самым прекрасным творчеством, о котором мечтается.
Весной Стаська позвала сделать вместе спектакль-экскурсию для библионочи в РГБ (бывшая Ленинка). И мы написали “Вы не видели Дмитрия Ивановича?” Это были очень крутые три дня придумывания вместе (спасибо, Стася!) и еще много крутых дней репетиций и, собственно, спектакль. Стася убедила меня побыть актером, хоть я и отбивалась, и я до сих пор не могу простить ей и злой судьбе, что нам с Васей (крутой партнер!) достался только один прогон, а не два.
Мы вели группу зрителей по крутейшим внутренним залам библиотеки от одной сценки к другой через весь 1917 год в поисках нашего куда-то запропавшего друга Дмитрия Ивановича. Мне кажется, у нас действительно получилось сильно. И все актеры, и Стаська очень крутые. И, как всегда, офигенно видеть, как выдуманная из головы история начинает дрожать и теплеть, делает несколько первых не очень осознанных движений, а потом вздыхает полной грудью, открывает глаза и начинает хреначить по полной.

Пост тепла после библионочи: https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_565%2Fall , https://vk.com/id2278092?w=wall2278092_591%2Fall.


Великолепный Никита.


Пронзительная Луч.


Столоверчение.


Витя Кряковцев - очень рада, что он пришел из другого куска моей жизни и вписался, как влитой.







Другой важный проект этого года – игра, которую мы сделали совместно с Арсением Жиляевым и кураторами Гаража и провели в Гараже в рамках лаборатории “Полевые исследования”. Мы уже очень много лет пытались что-то вместе сделать с Арсением (с тех пор, как он привел нас в то, что потом стало “Норманском”), но вечно что-то шло не так. И вот! Наконец!
Мы сделали игру на движке “1984” про современное искусство (в любимом Арсением сеттинге будущего с Российской Космической Федерацией). Играли – участники лаборатории, художники и кураторы со всей страны (даже из Владивостока были ребята). И все мы остались ужасно довольны тем, как все прошло. Я очень рада, что получилось, рада новым знакомствам и очень надеюсь, что это выльется в новые общие проекты.




Кроме того, я несколько раз проводила свои маленькие игры. Две написанные еще в прошлом году и одну новую.
В конце прошлого года для Блинкома мы с Наденькой написали игру Homo Ex Machina, условно как продвижение Деуса. На Блинкоме в прошлом году она прошла неплохо, но стало понятно, что нужно сильно переписывать. В итоге мы ее переделали и сначала провели в Москве в АСИ (прошло довольно чудовищно), потом ее провела Варя на Волке (и это было хорошо), а потом я решительно отвезла ее же на Кнутпункт, и прошло охрененно! Конечно, большое спасибо Ниму, который помог мне провести. Игроки начали рыдать с первого же такта и вообще :)


Homo Ex Machina. Ним помогает проводить. За окном - заснеженная Норвегия.


Homo Ex Machina. Конфликт поколений.

Потом уже осенью я решила вспомнить “С Днем Рождения, Элис!”, которую тоже написала в конце прошлого года, но была не уверена, хорошо ли прошло в первый раз. Что я могу сказать – во второй и третий точно было отлично.


С Днем Рождения, Элис! Первый прогон 2017.


С Днем Рождения, Элис! Второй прогон 2017.

И в процессе работы с Арсением я набросала еще несколько черновиков, один из которых показался мне достаточно простым и изящным, чтобы не забросить его, а допилить. Пока что я провела “Вечер в музее” только один раз на Миттельпункте. Самое удивительное, что прошло неплохо, хотя на каждом шагу были разнообразные комические препятствия. На следующей неделе буду проводить у нас, посмотрим, как оно на самом деле.

Пожалуй, тут, между работой, проектами и играми напишу про РМЛ. Это был первый год, когда я на него поехала, и понять не могу, почему только теперь. В январе – РМЛ про утопии и антиутопии, было очень насыщенно и интересно. А в декабре – театральный РМЛ. Сказать, что было насыщенно и интересно – ничего не сказать. В процессе поучаствовала в разработке игроперформанса “Где нас нет”, чем горжусь. Надеюсь, допилим и еще где-нибудь проведем.

ЖЖ говорит, что пост такой длины, как у меня вышел отчет, он вынести не в состоянии. Придется разделить на два.
Продолжение здесь.

Tags: Итоги года, Я, каскадёры любви, моя семья и другие звери, отчеты, слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments